Как известно, в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования детей с особыми образовательными потребностями» с 2021-2022 учебного года инклюзивное образование организовано в 31 общеобразовательной школе по всей страна. Всего в этих школах обучается 85 учащихся с особыми потребностями. Среди них дети с нарушениями слуха и зрения, потенциально нарушением интеллектуального развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми дефектами речи, опорно-двигательного аппарата и другими диагнозами.
Кроме того, были организованы начальные коррекционные классы в 4 общеобразовательных школах Нукуса, Андижана, Кагана и Ургенча, в которых обучались 35 детей с таким же диагнозом.
В 2021-2022 учебном году 53 учителя начальных классов по всей стране работали в инклюзивных и начальных базовых коррекционных классах, организованных в порядке эксперимента.
Сегодня учителя начальных классов Ташкента получили благодарственные письма от министра народного образования за плодотворную работу, самоотверженность и достижения в развитии инклюзивного образования и внедрении инновационных технологий в воспитании подрастающего поколения.
Следует отметить, что в первый период данного испытания педагоги работали с родителями по адаптации детей с особыми образовательными потребностями к школьной среде. Каждое занятие было организовано с практическими, наглядными и игровыми мероприятиями. Практическая помощь была оказана школьным психологом учащемуся, у которого на уроке появились признаки утомления. Для создания дружелюбной атмосферы среди студентов здоровый студент был отправлен в туалет и на кухню вместе со студентом с особыми потребностями. Каждый небольшой достигнутый результат был высоко оценен. В результате регулярного контакта с родителями выявлены интересы учащихся с особыми образовательными потребностями.
Стоит отметить, что сегодня родители счастливы, что их ребенок учится в школе со здоровыми детьми. Он хочет сегодня пойти в школу, ему нужно отдельное образование, у него установились дружеские отношения со сверстниками.
В заключение можно сказать, что инклюзивные и начальные основные коррекционные классы, организованные в порядке эксперимента в 2021-2022 учебном году, дали положительный результат. На 2022-2023 учебный год планируется открытие инклюзивных классов в одной общеобразовательной школе из всех районов республики.