Указ Президента Республики Узбекистан
В целях формирования знаний и умений школьников, воспитывать их в духе приверженности национальным и общечеловеческим ценностям, повышать престиж профессии учителя и качество учителей, совершенствовать учебники и учебно-методические пособия в соответствии с современными требованиями, строить современные модели народного образования.В соответствии с государственной программой по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в «Год человеческого достоинства и активного добрососедства»:
1. Утвердить Национальную программу развития народного образования на 2022-2026 годы (далее - Программа развития) согласно приложению 1.
2. Определить в качестве основных направлений Программы развития:
полное внедрение в школьное образование Национальной учебной программы, разработанной на основе передового мирового опыта, и внедрение современных учебников, созданных отечественными и зарубежными авторами;
повысить престиж профессии учителя в обществе, создать благоприятные социальные условия для учителей и обеспечить соответствующие стимулы для их труда;
повысить ответственность педагогов в обучении и воспитании молодежи, их требования к постоянному профессиональному развитию;
формирование национального кадрового резерва общеобразовательных учреждений, разработка критериев передовых директоров школ и образцовых учителей и на их основе оценка деятельности руководителей и учителей;
Систематическая организация духовно-воспитательной работы в общем среднем образовании, создание механизмов постоянного контроля, оценки и прогнозирования в этой сфере, повышение роли семьи, особенно родителей, в воспитании детей;
содержательная организация досуга студентов, совершенствование системы их профессиональной ориентации;
усиление интеграции детей с особыми образовательными потребностями в государственную систему образования и ускорение процесса инклюзивного образования;
реализация всех процессов обмена информацией в общем среднем образовании через единый программный комплекс управления системой народного образования, а также расширение услуг электронного правительства в этой сфере;
оптимизация очередности учреждений общего среднего образования, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и оснащение необходимым оборудованием школ современного образца.
3. Для справки, Министерство народного образования разработало Национальную учебную программу с участием международных и местных экспертов и внедрило с 2021/2022 учебного года 252 новых современных учебника, тетрадей и учебников для учителей 1-2 классов.
Министерство народного образования (Б.Саидов):
а) Полное внедрение Государственной учебной программы в образовательный процесс к 1 сентября 2024 года, в том числе для 3, 6, 7 и 10 классов до конца 2022 года, 4, 5, 8 в 2023-2024 годах Обеспечить создание учебников, тетради и учебники для 9 и 11 классов;
б) через специальные электронные системы (S-testing, Onlineedu, Цифровые учебники и др.):
Создать до конца 2022 года 10 мобильных электронных ресурсов и 100 мультимедийных продуктов для учебников нового поколения;
К 1 сентября 2022 года обучить учителей 3, 6, 7, 10 классов по краткосрочным курсам повышения квалификации, разработанным на основе Государственной учебной программы;
(c) Постоянно совершенствовать Национальную учебную программу на основе выявленных педагогическим персоналом пробелов и оценки знаний и навыков учащихся, а также предложений родителей, экспертов и других лиц.
4. Внедрить международно-признанные образовательные программы в общеобразовательных общеобразовательных школах по согласованию с Министерством народного просвещения, в том числе внести изменения в учебные планы и подбор учебников в рамках государственных образовательных стандартов (кроме родного языка, литературы, истории, образования и права). ) разрешено.
Министерство народного образования (Б.Саидов):
в месячный срок утвердить порядок внедрения международно признанных образовательных программ в образовательный процесс государственных общеобразовательных учреждений;
в двухмесячный срок составить перечень международно признанных образовательных программ и разместить его на своем официальном сайте;
оказывать содействие учреждениям общего среднего образования во внедрении в их образовательный процесс международно-признанных образовательных программ, в том числе вести переговоры с зарубежными организациями, оказывающими услуги в сфере образования, и выделять необходимые средства на приобретение и реализацию программ.
5. Запретить другим министерствам и ведомствам, кроме Министерства народного просвещения, инициировать внесение изменений в учебные планы и программы общего среднего образования и разработку законодательства по введению новых предметов в школах.
Кабинету Министров установить строгий контроль за соблюдением министерствами и ведомствами запрета, предусмотренного настоящим пунктом.
6. Организовать:
Национальные центры подготовки учителей новой методике на базе региональных центров переподготовки и повышения квалификации работников народного образования (далее - Педагогические центры);
Национальный научно-исследовательский институт повышения квалификации и подготовки педагогических кадров по новым методикам им. А. Авлони (далее - Национальный исследовательский институт) на базе Научно-исследовательского института изучения проблем и перспектив народного образования им. А. Авлони.
Передать Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами (далее - Ташкентский государственный педагогический университет) и его образовательные и научные организации в ведение Министерства народного образования.
Определить Ташкентский государственный педагогический университет ведущим высшим учебным заведением по разработке учебных программ в области педагогики.
7. Одобрить предложение Министерства народного образования о введении в практику подготовки педагогических кадров по методикам, основанным на компетенциях и направленным на формирование профессиональных навыков (далее - современные методики).
Министерство народного образования (Б.Саидов) совместно с Министерством высшего и среднего специального образования (А.Ташкулов), Министерством дошкольного образования (А.Шин) и Государственной инспекцией по контролю качества образования (У.Ташкенбаев) внедрили практику обучения учителей на основе современных методов делать:
а) по направлению переподготовки и повышения квалификации педагогических работников:
До 1 сентября 2022 года привлечь в Педагогические центры квалифицированных иностранных специалистов по точным и естественным наукам;
До 1 июля 2022 года сформировать группы тренеров при Педагогических центрах в составе иностранных специалистов, учреждений общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования и квалифицированных кадров Педагогических центров;
К концу 2022 года обеспечить проведение не менее 20% общеобразовательных учреждений совместно с группами тренеров мобильных тренингов и семинаров для учителей на основе современных методик;
выплачивать дополнительное премирование тренерам, непосредственно занимающимся повышением квалификации педагогических кадров, в размере до 100% их месячного оклада в зависимости от результатов их работы;
До конца 2022 года внедрить дополнительные курсы индивидуальной подготовки учителей школ, которые будут проводиться на специальной электронной площадке «Непрерывное профессиональное образование», неотрывно от педагогической деятельности;
б) совершенствовать образовательные программы:
принять меры по приобретению образовательных программ и учебников на основе современных методик и внедрению их в систему общего среднего образования;
К 1 августа 2022 года полностью пересмотреть учебные планы и программы Ташкентского государственного педагогического университета и Педагогических центров с привлечением квалифицированных иностранных специалистов и усовершенствовать их в соответствии с международными требованиями;
К 1 сентября 2023 года совместно с Республиканским центром образования и Ташкентским государственным педагогическим университетом разработать методики, направленные на организацию образовательного процесса на основе ГОУ и внедрить эти методики в учреждениях общего среднего и среднего специального образования, профессионального и высшего образования. педагогические учреждения и педагогические центры обеспечивают;
в) в области подготовки учителей:
Начиная с 2022/2023 учебного года еженедельные занятия для студентов дневной формы обучения Ташкентского государственного педагогического университета в форме очной формы обучения в режиме «4+2», в том числе 4 дня стажировки в высших учебных заведениях, 2 дня в общем среднем образовании следить за тем, чтобы оно осуществлялось в порядке;
Президенту во взаимодействии с Агентством по делам образовательных учреждений принять меры по организации ознакомительных и квалификационных практик для студентов Ташкентского государственного педагогического университета, а также учреждений общего среднего образования, Президента, творческих и специализированных школ;
Установить порядок присвоения основных и дополнительных специализаций (квалификаций) по направлениям бакалавриата, учебные планы которых близки между собой в Ташкентском государственном педагогическом университете;
Привлекать к учебному процессу специалистов и ученых с целью повышения исследовательской и профессиональной квалификации студентов Ташкентского государственного педагогического университета.
Министерству финансов (Ишметову Т.) выделить Министерству народного образования необходимые средства для внедрения современных методов обучения в школах до конца 2022 года.
8. Министерство народного просвещения (Б.Саидов):
К 1 августа 2023 года разработать и внедрить систему оценки уровня знаний и профессиональных навыков педагогов общего образования с привлечением компетентных международных организаций, оказывающих услуги в сфере образования (далее - компетентные международные организации);
До 1 января 2024 года удостоверить соответствие системы оценки уровня знаний и профессиональных навыков педагогов общего образования требованиям международных стандартов.
9. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 сентября 2022 года в общеобразовательных средних образовательных учреждениях системы Министерства народного образования:
а) Учителям, имеющим аттестат соответствующего уровня об общем образовании, выплачивается ежемесячная доплата в следующем порядке:
педагогические работники, имеющие аттестат международного образца, - в размере 50 процентов их тарифной ставки;
педагогическим работникам, имеющим сертификат, полученный в национальной системе оценивания, отвечающий требованиям международных стандартов, - в размере 50 процентов их тарифной ставки. При этом соответствие национальной системы оценки требованиям международных стандартов должно быть подтверждено компетентными международными организациями;
педагогические работники, имеющие аттестат, полученный в национальной системе оценивания Государственного центра тестирования, не соответствующий требованиям, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта, - в размере 20 процентов их тарифной ставки (за исключением аттестатов по иностранным языкам) ;
б) ежемесячная дополнительная надбавка учителям, имеющим сертификат по иностранному языку в национальной системе оценивания Государственного центра тестирования, не соответствующий требованиям, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта:
До 1 января 2025 года - в размере 50 процентов их тарифной ставки;
С 1 января 2025 года - будут выплачиваться в размере 20 процентов их тарифной ставки;
в) ежемесячная дополнительная доплата уплачивается в течение срока действия сертификата, но не более трех лет;
ж) педагогические работники, имеющие несколько аттестатов по общеобразовательным предметам, оплачиваются на основании аттестата, дающего право на получение повышенного ежемесячного премирования.
Министерству народного образования (Б.Саидов) по согласованию с Министерством финансов (Т.Ишметов) до 1 августа каждого года утвердить и обеспечить размещение на своем официальном сайте:
перечень международных стандартов, которым должна соответствовать национальная система оценивания;
перечень уполномоченных международных организаций, оказывающих услуги в сфере образования;
перечень сертификатов (их сочетание), признанных на международном уровне и выданных в национальной системе оценивания, а также их минимальный уровень для получения ежемесячного бонуса.
10. Государственный центр тестирования (М.Каримов) в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» завершить практику выдача справок.
Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обучения иностранным языкам» преподаватели, получившие аттестат иностранного язык
11. Министерству народного образования (Б.Саидов) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений (Н.Хусанов) до 1 декабря 2022 года установить практику оценки знаний и навыков кандидатов на должность директора школы и выдача им сертификатов управления.
Следует отметить, что с 1 января 2023 года:
Кандидаты на должность директора школы обучаются работе в команде и общению с родителями, менеджменту, финансовому учету и информационно-коммуникационным технологиям на базе специальных платных программ в Национальном исследовательском институте с получением сертификата менеджмента;
По окончании обучения Национальный исследовательский институт оценит знания и навыки кандидатов на должность директора школы в области менеджмента и выдаст сертификат менеджмента;
кандидатуры на должность директора школы отбираются только из числа лиц, имеющих управленческий аттестат, и вносятся на утверждение районных (городских) Советов народных депутатов;
Для увольнения директора школы по инициативе работодателя согласование районных (городских) Советов народных депутатов не требуется.
12. В целях дополнительного поощрения педагогов, добившихся высоких результатов, и дальнейшей поддержки деятельности квалифицированных кадров создать при Министерстве народного просвещения Фонд министра народного просвещения, не имеющий статуса юридического лица. юридическое лицо.
Кабинет Министров в месячный срок принять постановление Правительства о создании Фонда министра народного образования.
Минфин (Т.Ишметов) 2022 Народное образование
обеспечить выделение из государственного бюджета 300 миллиардов сумов в фонд министра иностранных дел.
13. С 1 сентября 2022 года увеличить заработную плату работникам библиотек общего среднего образования и «Детских библиотек» в системе Министерства народного образования в 1,2 раза.
14. Министерству финансов (Ишметову Т.) предусмотреть в параметрах Государственного бюджета на 2023 год соответствующие средства для покрытия расходов, связанных с реализацией мероприятий, установленных настоящим указом.
15. Внести изменения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению 2.
16. Министерству народного просвещения совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения в Кабинет Министров об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
17. Ответственными и лично ответственными за эффективную организацию реализации настоящего Приказа назначить Министра народного просвещения Саидова Б.О. и Министра финансов Ишметова Т.А.
На Премьер-министра Республики Узбекистан А. Н. Арипова и советника Президента Республики Узбекистан А. А. Абдувахитова возложить ежеквартальное обсуждение хода выполнения указа, координацию и контроль деятельности органов, ответственных за его исполнение.
Республика Узбекистан
Президент Ш.МИРЗИЕЕВ
город Ташкент,
11 мая 2022 г.