1 апреля 2024 года в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента состоялась пресс-конференция, посвященная итогам 2023 года деятельности Министерства дошкольного и школьного образования и процессам аттестации педагогов в системе министерства в этом году.
В нем приняли участие заместитель министра дошкольного и школьного образования Сардор Раджабов, советник министра Азизбек Турдиев и ответственные сотрудники министерства.
Как отмечается, в 2023 году всего было принято 20 законодательных документов, касающихся деятельности системы дошкольного и школьного образования.
По состоянию на 1 января 2024 года количество дошкольных образовательных учреждений достигло 33 942. Уровень охвата дошкольным образованием детей в возрасте 3-7 лет достиг 74%, а охват школьной подготовкой шестилетних детей достиг 93%. На основе государственно-частного партнерства созданы 71 негосударственных дошкольных образовательных организаций мощностью на 7100 мест, а также и 4402 семейных дошкольных образовательных организаций мощностью на 116998 мест.
На основе системы оценки MELQO были отобраны и оценены 100 государственных дошкольных образовательных организаций республики.
6598 государственных организаций дошкольного образования и 92 педагогических колледжа обеспечены 36 наименованиями учебно-методической литературы и дидактических материалов.
Для всех (100 процентов) государственных дошкольных образовательных учреждений республики введено единое сезонное меню.
Число школ достигло 10 163, а количество учащихся — 6 476 091. 37 филиалам школ присвоен статус общеобразовательной школы. В первый класс было принято 689 726 детей. 974 778 выпускников были (9 и 11 классов) награждены сертификатами, выданными онлайн, 11 879 выпускников 11 класса награждены золотыми медалями и 2 050 серебряными медалями.
Средний балл выпускников школ при поступлении в ВУЗ составил 77,1 балла (2022 год – 76,3), из них 77 процентов (2022 год – 70) грантовых мест получили выпускники этого года.
В результате внедрения (расширения) оказания государственных услуг в дистанционной форме или по принципу «одного окна»:
Аттестаты в формате онлайн выданы 974 778 выпускникам (9 и 11 классов) (новая услуга), 75 193 учащихся переведены из школы в школу (новая услуга), дубликаты аттестатов выданы 54 772 гражданам (2022 г. – 22 812), Система дистанционного приема в первый класс учащихся начальных классов реализована в 1 160 школах (в 2022 году — 823).
В 500 школах введена оценочная система президентских и специализированных школ, а в 135 школах введены факультативные предметы. Количество школ, включенных в категорию «Красная», сократилось с 1526 на 404. Количество негосударственных общеобразовательных учреждений достигло 449.
На 5 самых престижных международных олимпиадах по предметам было завоевано 13 медалей, а на других международных олимпиадах – 52 медали. Узбекистан завоевал право на проведение самых престижных Международных олимпиад по химии и информатики в 2026 году.
В школах было задействовано 500 иностранных специалистов. В Портсмутcком университете (Великобритания) в ноябре этого года повысили квалификацию 30 директоров школ, которые поделились этим опытом со своими коллегами через каскадные тренинги в регионах. В Самарканде в рамках председательства Организации тюркских государств прошла 7 «Встреча министров образования».
Для детей, нуждающихся в длительном лечении (гематология, онкология, клиническая иммунология) в 3 регионах (1 в 2022 году) запущен проект «Mehrli maktab», который дал возможность обеспечить базовым образованием 1172 учащимся
В школах введена новая «Система профессиональной ориентации» для обучения учащихся 1-11 классов.
По одной в каждом районе (городе), всего 208 школ, 17 082 (8 454 девочки, 49,5 процента) десятиклассников были охвачены профессиональным обучением по 3 направлениям.
Создан первый международный эко-лагерь Центральной Азии. Совместно с Немецким обществом международного сотрудничества (GIZ) подписан меморандум о сотрудничестве в рамках проекта «Поддержка реформ и процессов модернизации системы профессионального образования Узбекистана».
Повышена квалификация 500,4 тыс. педагогов (226,4 тыс. офлайн, 229,4 тыс. онлайн). Количество учителей, имеющих сертификат, подтверждающий компетенцию, составляет 37 844 (в том числе 32 843 сертификатов высшего уровня).
Впервые в Узбекистане база «Детского туризма» открыта в Наманганской области.
Осуществлено строительство и ремонт 563 школ, создано дополнительно 118,6 тыс. новых учебных мест. Существующие здания на 114,8 тыс мест были полностью отремонтированы. На эти цели выделено около 3,0 трлн. сумов средств.
Возобновляемые солнечные панели и солнечные водонагреватели установлены в 1797 учебных заведениях. В 53 общеобразовательные школы обеспечена поставка чистой питьевой воды.
На мероприятии также обсуждали процесс аттестации педагогов дошкольных, общеобразовательных и внешкольных образовательных учреждений в этом году.
Как уже отмечалось, в апреле-мае текущего года педагоги системы министерства дошкольного и школьного образования пройдут аттестацию. Предусмотрено 35 тестовых вопросов по специализации и 5 тестовых вопросов по профессиональным стандартам. Также будет задано 10 вопросов для оценки педагогического мастерства кандидатов.
Оба этапа аттестации проводятся в компьютерных залах в режиме реального времени (онлайн). В результате предотвращается внешнее вмешательство и минимизируется влияние человеческого фактора.
Тестовые материалы были разработаны на основе стандартов текстологии с привлечением отраслевых экспертов, ученых и педагогов-практиков. На основе установленных критериев подготовлено около 30 000 тестовых материалов на трех языках (узбекском, русском, каракалпакском) по 42 предметам.
На сегодняшний день 243 541 педагогов подали онлайн-заявки на участие в аттестации, ожидается, что более 202 000 из них примут участие. Квалификационные тесты начнутся с 15 апреля 2024 года.
Для этого подготовлены компьютерные классы и 1900 компьютеров в зданиях образовательных организаций и других организаций, расположенных на территории Республики Каракалпакстан, областных центров и города Ташкента.
Результаты аттестации направляются в личные кабинеты педагогов в электронном виде с QR-кодом. По результатам аттестации изменения, внесенные в ежемесячную заработную плату педагогов, передаются в «UzASBO» или другие программы финансового контроля для автоматического расчета.
В завершении мероприятия официальные лица ответили на вопросы журналистов