Будущее нашей страны – одним из приоритетов государственной политики является создание всех условий и возможностей для воспитания подрастающего поколения. Важным направлением является образование и социальная защита детей с особыми потребностями.
Воспитание, социализация и интеграция детей с особенностями развития в общеобразовательных или специализированных образовательных учреждениях в общественную жизнь является предметом постоянной государственной заботы.
Ряд законов нашего государства предусматривают меры по оказанию социальной поддержки детям, нуждающимся в особой помощи, воспитании, в том, чтобы быть в числе здоровых детей, проявить свои способности и потенциал, обрести духовную зрелость.
В частности, в целях создания правовой базы для внедрения инклюзивного образования исходя из требований сегодняшнего дня в новую редакцию Закона Республики Узбекистан «Об образовании» введено понятие инклюзивного образования.
В целях развития инклюзивного образования в Узбекистане, совершенствования системы образования детей с особыми образовательными потребностями и повышения качества предоставляемых им образовательных услуг Президент Республики Узбекистан принял постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образование для детей с особыми образовательными потребностями».
Постановлением утверждены Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования на 2020-2025 годы и Дорожная карта по реализации Концепции развития инклюзивного образования в системе народного образования на 2020-2025 годы.
В 2021/2022 учебном году в качестве пилотного проекта система инклюзивного образования была внедрена в общей сложности в 42 общеобразовательных школах городов и районов Ташкента. В инклюзивные классы этих школ принято 76 учащихся.
Лаборатория инклюзивного образования создана в Республиканском центре профориентации и психолого-педагогической диагностики. В Лаборатории инклюзивного образования разработаны методические рекомендации для руководителей, психологов и педагогов «Критерии определения качества и эффективности инклюзивного образования», «Применение инновационных технологий в инклюзивном образовании детей с особыми потребностями» и 17 наименований для инклюзивных классов, коррекционных 1-х классов. Разработано 28 наименований адаптивных программ, учебник «Слышим, видим, красиво говорим» по коррекционной работе в инклюзивных классах.
Надеемся, что в результате усилий нашего государства по обеспечению социальной защиты, коррекции и реабилитации детей с различными формами инвалидности и нуждающихся в лечении и реабилитации возрастет возврат детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные общеобразовательные школы в форме инклюзивного образования.