Учащиеся 10-11 классов общеобразовательных школ получат возможность выбирать предметы обучения

Начиная с третьей четверти 2019-2020 учебного года, в качестве эксперимента в общеобразовательных школах будут введены вариативные учебные программы для учащихся 10- и 11-классов. То есть, ученики получат возможность выбора обучаемых предметов. Данный эксперимент продлится до конца 2019-2020 учебного года.

Эксперимент по внедрению вариативных учебных программ в общеобразовательных школах будет проводиться в соответствии с приказом Министра народного образования Республики Узбекистан.

Отметим, что внедрение вариативных учебных программ предусмотрено «дорожной картой» Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденная указом Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева.

Целью введения вариативных учебных программ является предоставление возможности учащимся углубленного изучения интересующих их предметов, подготовиться к вступительным экзаменам вузов и т.д.

Важно отметить, что введение вариативных учебных программ является добровольным и при внедрении школы будут принимать во внимание наличие высококвалифицированных и опытных учителей.

Запрещается внедрять вариативные учебные планы в средних общеобразовательных школах в следующих случаях:

- несогласие учеников, учителей и родителей;

- отсутствие учителей, обладающих достаточной квалификацией и опытом, для преподавания предметов по вариативной учебной программе.

Выбор направления в классе будет определяться путем опроса учащихся 10-11 классов. При этом, один ученик может выбрать только одно направление.

В школах для проведения опроса среди учащихся и обобщения результатов будет создана специальная комиссия. В состав комиссии войдут заместитель директора по учебной работе, психолог, председатели методических объединений и председатель родительского комитета. При этом не допускается включение в приемную комиссию родителей учащихся, и преподавателей по соответствующим предметам (за исключением председателя родительского комитета и председателей методических объединений).

Для обеспечения общественного контроля члены Наблюдательного совета школы могут участвовать в качестве наблюдателей для обеспечения прозрачности процесса опроса и подведения итогов.

Если по результатам опроса количество учащихся, изъявивших желание обучаться в соответствующем классе, превысит 35 учеников, в таких случаях ученики будут зачислены в соответствующий класс на основании результатов экзаменов по соответствующим предметам.

Если в соответствующем классе количество учащихся будет не более 35 учащихся, они будут зачислены в данный класс без экзаменов.

Для организации факультативных классов предлагаются следующие направления:

первое направление: иностранные языки и филология;

второе направление: финансы и экономика;

третье направление: технология;

четвертое направление: естественные науки;

пятое направление: социально-гуманитарное.

Учебный план факультативного класса составляется соответствующим методическим объединением и заместителем директора по учебной работе исходя из направления, утвержденного Педагогическим советом школы.

При разработке вариативного учебного плана для экспериментального класса учитывается общее количество часов, отведенных на 10-11 классы в базовой учебной программе на 2019-2020 учебный год. При этом общее количество часов в неделю составляет 30 часов в 10-м классе и 31 час в 11-м классе.

В результате внедрения вариативных учебных планов сокращается количество обязательных предметов для учащихся 10- и 11-классов с 15 до 8. В процессе апробации данной учебной программы будут преподаваться в обязательном порядке такие предметы как, родной язык и литература, узбекский/русский язык, иностранный язык, история, математика, информатика, основы духовности и физическое воспитание.

Количество часов обязательных предметов не должно быть меньше количества часов, указанных в базовой учебной программе (19 часов в 10-м классе и 19,5 часа в 11-м классе).

Предметы, выбранные учащимся, являются факультативными. Для факультативных предметов в 10-м классе отводится 11 часов и в 11-классе – 11,5 часа. Все предметы базовой учебной программы на 2019-2020 учебный год могут быть факультативными.

Обязательные предметы также могут быть выбраны в качестве факультативных предметов. В то же время, при выборе обязательного предмета в качестве факультативного предмета, дополнительные часы добавляются к обязательным часам.

Организация уроков по выбранным предметам не предполагает разделение классов. Также классы не будут разделены если в качестве факультативных предметов выбраны «Иностранный язык», «Информатика и информационные технологии», «Физическая культура», «Узбекский язык» (для школ, где язык обучение не является узбекским языком), «Русский язык» (для школ, где язык обучение не является русском языком), кроме часов, выделенных в рамках базовой учебной программы.

Рекомендуется распределить часы, отводимые на факультативные уроки, следующим образом:

По направлению иностранные языки и филология:

В 10-классе:

- иностранный язык – 5 часов

- родной язык и литература – 6 часов

В 11-классе:

- иностранный язык – 5,5 часа

- родной язык и литература – 6 часов

По направлению финансы и экономика:

В 10-классе:

- математика – 6 часов

- иностранный язык – 5 часов

В 11-классе:

- математика – 5,5 часа

- иностранный язык – 6 часов 

По направлению технология:

В 10-классе:

- математика – 4 часа

- физика – 7 часов

В 11-классе:

- математика – 4,5 часа

- физика – 7 часов 

По направлению естественных наук:

В 10-классе:

- биология – 5 часов

- химия – 6 часов

В 11-классе:

- биология – 5,5 часа

- химия – 6 часов 

По социально-гуманитарному направлению:

В 10-классе:

- история – 5 часов

- родной язык и литература – 6 часов

В 11-классе:

- история – 5 часов

- родной язык и литература – 6,5 часа

В рамках дополнительных часов в факультативных классах учащиеся будут углубленно изучать предметы, обучаться по ресурсам Khan Academy O‘zbek – Onlayn ta’lim platformasi, дополнительным книгам и материалам, решать тесты (опубликованные на сайте Государственного Центра тестирования), готовятся к вступительным экзаменам в вузы и т.д.

В факультативных классах кроме учебников можно использовать дополнительные книги и источники, которые прошли соответствующую экспертизу в Республиканском центре образования.

“Вариативные учебные программы внедряются в качестве эксперимента. Новая система позволит учащимся готовиться к вступительным экзаменам в вузы и уменьшит потребность в репетиторах. Это также сэкономит время учеников. В результате, родители сэкономить средства на репетиторах и создается возможность детям из малообеспеченных семей готовиться к вступительным экзаменам вузов”, - отметил пресс-секретарь Министерства народного образования Узбекистана Анвар Умаров.

 

Поделиться в: